РусскийБеларускiEnglish

 

ГОСУДАРСТВЕННОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ

«БОЛЬШЕЭЙСМОНТОВСКИЙ ЯСЛИ-САД»

 

Главная | Одно окно | Об учреждении | Родителям | МЧС | Год малой родины | Обращения | Гуманитарные проекты | Наши дети | New

 

Меню раздела

 

 

статистика посещений

Яндекс.Метрика

 

 

                                                               

ПОВЕДЕНИЕ РОДИТЕЛЕЙ ПО ОТНОШЕНИЮ К РЕБЕНКУ, НАЧАВШЕМУ ВПЕРВЫЕ ПОСЕЩАТЬ ДЕТСКИЙ САД

НАДО

- Настраивать ребенка на мажорный лад. Внушать ему, что это очень здорово, что он дорос до сада и стал таким большим.

- Не оставлять его в дошкольном коллективе на целый день, как можно раньше забирать домой.

- Создать для него в семье спокойный, бесконфликтный климат.

- Щадить его ослабленную нервную систему

- Не увеличивать, а уменьшать нагрузку на нервную систему

- На время прекратить походы в цирк, в театр, в гости. Намного сократить просмотр телевизионных передач

- Как можно раньше сообщить врачу и воспитателям о личностных особенностях малыша.

- Не кутать своего ребенка, а одевать его так, как необходимо в соответствии с температурой в группе.

- Создать для него в воскресные дни дома режим такой же, как в детском саду.

- Не реагировать на выходки ребенка и не наказывать его за детские капризы.

- При выявленном изменении в обычном поведении ребенка как можно раньше обратиться к детскому врачу.

- При выраженных невротических реакциях оставить малыша на несколько дней дома и выполнять все предписания врача.                                                             

Об адаптации детей к условиям детского сада

Создание на базе дошкольного учреждения адаптационных групп позволяет подготовить детей и их родителей к поступлению ребенка в детский сад. Большое значение в подготовке родителей к этому со­бытию имеет их психолого-педагогическое просвещение по вопро­сам адаптации.

Что нужно знать об особенностях адаптации ребенка к детскому саду

Как известно, адаптация — это приспособление человека к новой обстановке. Для каждого ребенка поступление в детский сад сопряжено с многочисленными изменениями: строгий режим дня; отсутствие близ­ких людей, которые до этого были всегда рядом; новые требования к по­ведению; расширение круга общения; новые помещения; непривычный стиль общения.

У каждого ребенка адаптация идет по своему индивидуальному сце­нарию. Это зависит от многих моментов, и прежде всего от индивиду­альных особенностей малыша. Но нам важно помнить, что многие из­менения, которые происходят у ребенка, связаны с тем, что он оказался в непривычной среде.

В ходе научных исследований выявлены три фазы адаптационного процесса (описание приводится по: Калинина, Р. Ребенок пошел в дет­ский сад... К проблеме адаптации детей к условиям жизни в дошкольном учреждении / Р. Калинина//Дошкольное воспитание. 1998. №4. с. 2—9.)

  1. Острая фаза, которая сопровождается разнообразными колебаниями в соматическом состоянии и психическом статусе, что приводит к сниже­нию веса, частым респираторным заболеваниям, нарушению сна, сниже­нию аппетита, регрессу в речевом развитии (длится в среднем один месяц).
  2. Подострая фаза характеризуется адекватным поведением ребенка, т. е. все сдвиги уменьшаются и регистрируются лишь по отдельным пара­метрам на фоне замедленного темпа развития, особенно психического, по сравнению со средними возрастными нормами (длится 3—5 месяцев);
  3. Фаза компенсации характеризуется убыстрением темпа развития, в результате дети к концу учебного года преодолевают указанную выше задержку темпов развития.

Различают три степени тяжести прохождения острой фазы адапта­ционного периода:

  1. легкая адаптация — сдвиги нормализуются в течение 10—15 дней, ребенок прибавляет в весе, адекватно ведет себя и коллективе, болеет не чаще обычного;
  2.   адаптация средней тяжести — сдвиги нормализуются в течение месяца, при этом ребенок на короткое время теряет в весе, может насту­
    пить заболевание длительностью 5—7 дней, есть признаки психическо­го стресса;
  3.   тяжелая адаптация длится от 2 до 6 месяцев, ребенок часто бо­леет, теряет уже имеющиеся навыки, может наступить как физическое, так и психическое истощение организма.

Условно можно выделить два варианта протекания адаптации: пози­тивный и негативный. При позитивном сценарии организм и психика ре­бенка успешно приспосабливаются к новым условиям. Выделяются два основных критерия успешной адаптации, внутренний комфорт (эмоциональная удовлетворенность) и внешняя адекватность поведения (способ­ность легко и точно выполнять требования среды). При негативном сце­нарии ребенок может находиться в состоянии стресса, что может отра­зиться на уровне его двигательной активности, аппетите, сне и поведении.

Родителям VI педагогам нужно обращать внимание на все измене­ния, которые наблюдаются в поведении, эмоциях, отношениях ребен­ка. Следует учитывать и тот факт, что для многих детей период адаптации к детскому саду может совпасть с так называемым кризисом трех лет.

Кризис трех лет знаменует собой окончание периода раннего дет­ства. В это время может наблюдаться обострение отношений ребенка со взрослыми, которое и является основным показателем кризиса трех лет. Его появление связано, с одной стороны, с усилением у малыша жела­ния быть самостоятельным, а с другой — с неготовностью взрослых «пе­рестроить» отношения. В результате у ребенка могут наблюдаться бур­ные эмоциональные реакции. Он может стать неуправляемым, упрямым, быть очень эмоциональным, проявлять стремление «делать назло».

При всей сложности протекания кризиса, родители должны помнить главное: кризис трех лет свидетельствует о том, что ребенок перешел на следующую ступеньку в споем развитии. Эта ступенька достаточно слож­на, поэтому нужно проявить максимум терпения и мудрости, чтобы ему помочь. Важнейшая задача, которую ребенок решает в это время, разви­тие своей самостоятельности, для чего он должен научиться соотносить свое «хочу» с «должен» и «нельзя» и «а этой основе определить свое «могу». Следует предоставить ребенку сферы деятельности, где бы он мог проявлять и развивать свою самостоятельность, Благодаря этому мы способствуем формированию умения и стремления приспосабливаться к жизни, проявлять активность, что является важным для решения зада­чи адаптации к детскому саду.

Как помочь детям лучше адаптироваться

Как мы можем помочь малышу успешно справиться с адаптацией к дет­скому саду? Вряд ли можно говорить о каких-то универсальных советах по наиболее успешной адаптации конкретного ребенка. Думаем, что в основе помощи должны лежать наша любовь к ребенку, глубинное понимание и чувствование того, что он переживает и чем живет. Но кроме этого, можно учитывать положительный опыт многих людей, который мы от­разили в следующих рекомендациях.

«Вхождение» в детский сад начинается с гибкого графика приема детей. Это значит, что дети начинают посещать сад постепенно, по несколько человек, на несколько часов, затем до обеда. И если все будет проходить спокойно, только тогда ребенка можно оставить на целый день.

Если ребенок заболевает, то нужно вернуться к предыдущим этапам: снова на неполный день. И так до тех пор, пока ребенок не привыкнет к саду настолько, что его можно будет оставить спокойно на целый день.Такое «вхождение» в детский сад дает положительный эффект: дети легче привыкают к новой обстановке, меньше болеют, возникает педаго-гический контакт родителей с воспитателями.Наиболее благополучно проходит период адаптации у тех детей, чьи отношения с мамами отличаются спокойным, эмоционально уравнове-шенным характером. Такие мамы часто разговаривают с детьми, много им рассказывают; чувствуя страх и неуверенность ребенка, стараются рассеять их объяснениями. Для них характерен спокойный тон, ребенка они видят и слышат. Дети таких родителей самостоятельны и адаптируются легко, мало болеют.

Как быстрей привыкнуть к детскому саду?

• Если Вы решили отдать малыша в детский сад, представьте, как изменится жизнь и для Вас, и для Вашего ребенка. Не стоит планировать, что вы сразу сможете работать в полную силу по плотному графику.

• Предупредите воспитателя о том, что любит ваш ребенок, его индивидуальные особенности.

• Рассказывайте ребенку про детский сад, что он будет там делать, говорите о детях, называйте их по именам, хвалите ребен-ка.

• Оставляя ребенка до вечера, помните, что в эти дни он очень устает, отнеситесь с пониманием к его капризам, пойдите ему навстречу, не сердитесь, ребенку нужна ваша помощь.Помните, разговоры о детском саде должны быть эмоционально окрашены положительными эмоциями!

                                Рекомендации по содействию адаптации р                                                    (в период до по­ступления в детский сад).

1. Заранее формируйте у ребенка положительное отношение к дет­скому саду и представления о том, чем там дети занимаются, используя игры и сказки.

Дети-дошкольники проявляют особый интерес к играм, сказкам, увлекатель­ным занятиям. Поэтому можно, например, сочинить для своего малыша сказоч­ную историю, в которой в увлекательной форме можно было бы представить самую разнообразную информацию. Представим один из вариантов решения этой задачи (приводится по: http://www.deti.onego.ru/DS/DS_light.html/).

Сочините для своего малыша историю о тон, как малыш пошел в са­дик, и сыграйте в эту историю. Маленькие дети больше откликаются на персонажей зверей и легче себя с ними идентифицируют.

Пусть малыш сам подскажет вам персонажа или используйте то жи­вотное, которым вы ласково называете своего кроху (зайчонок, котенок, мышонок). А сюжет может быть приблизительно таким. Жил-был ма­ленький котенок. Он был очень пушистый и ласковый (укажите каче­ства, близкие вашему ребенку), и мама его очень любила. Днем она во­дила его гулять, где он встречался со своими друзьями (опишите при­вычную ситуацию во время прогулки).

Однажды они проходили мимо детского сада, где веселились дети. Мама увидела его любопытство и сказала: «Здесь детишки целый день играют вместе». Котенок вспомнил о своих друзьях и подумал, как было бы здорово играть с ними целый день, а потом вместе пойти обедать.(Опишите любимую игру ребенка, в которую могли бы играть все в дет­ском саду.)

Котенок частенько вспоминал про детский сад, он спрашивал, что еще делают в саду. А мама рассказывала, что детишки там кушают вместе, ходят на занятия, на которых рисуют, танцуют, занимаются физкультурой в спортивном зале, бегают наперегонки, играют в мяч, лазают по лесен­ке. А потом приходит мама и забирает домой своего малыша. Котенку очень захотелось туда пойти. Он стал просить маму отвести его в дет­ский сад. Когда малыш пришел туда, то немного растерялся. Мама стояла рядом, в группе было много детей, они весело бегали и играл и в какую-то игру, а на полках стояло множество игрушек, как в магазине, и любую можно было взять поиграть. Осмотревшись, котенок помахал маме лап­кой и вошел в группу, а добрая воспитательница, которую он не раз видел на улице, познакомила его с детьми и помогла освоиться. День в саду про­шел интересно. Он познакомился с таким же котенком, как и он, и они весело играли в разные игры. Но вот пришла мама, она все это время гото­вила вкусный пирог и думала о своем любимом малыше. По дороге домой он рассказал ей о новом друге, воспитательнице и еще о многом интерес­ном. С тех пор он стал ходить в сад каждый день.

Сочиняя и рассказывая подобные истории во время прогулок или перед сном, мы готовим психику ребенка к вхождению в новый, пока еще непривычный мир.

Некоторые родители, вместо позитивного отношения, неосознанно формируют негативные установки. Это происходит, например, когда ро­дители при плохом поведении и непослушании ребенка, бросают фразу: «Вот будешь себя плохо вести, отдам в детский сад к злой тете!». Понятно, что в этом случае ребенок вряд ли когда-либо захочет пойти в детский сад.

  1.    Расширяйте круг общения своего ребенка, создавайте условия для развития его навыков общения.

Адаптация часто затруднена у тех детей, которые до поступления в до­школьное учреждение общаются с незначительным и постоянным кругом общения. И это понятно, ибо, когда ре15енок привык видеть и общаться с одними и теми же людьми, новые контакты могут порождать у него трево­гу, беспокойство, неуверенность.

3.   Постарайтесь не отдавать ребенка в то время, когда он в силу тех или иных причин эмоционально уязвлен.

У любого человека бывают периоды, когда может быть ослаблен орга­низм или уязвима психика. У малыша это может быть связало с пережи­ванием кризиса трех лет либо с ослаблением организма после болезни. В любом случае нужно быть внимательным к психоэмоциональному со­стоянию своего ребенка.

  1.  Развивайте у ребенка самостоятельность и уверенность в себе.
    Позволяйте ребенку формировать опыт достижений, ощущения «Я это могу сам!». То, что взрослому может показаться пустяком и отвлечением, для малыша является очень важным. Он не просто что-то делает, а убежда­ется в том, что многое может делать сам. А это, в свою очередь, формирует у него позицию: «Я справлюсь, я смогу!». Если этого нет, ребенку будет сложно справляться с новой ситуацией, потому что его приучили быть пассивным и сомневающимся.
  2.  Формируйте у ребенка чувство доверия к жизни на основе безус­ловной любви.

Каждому человеку, чтобы чувствовать себя самодостаточно, спокой­но, миролюбиво, нужно ощущение, что нас любят просто так, нас при­нимают такими, какие мы есть. И если это есть, то формируется доверие к другим людям и жизни в целом, наблюдается меньше тревог и опасе­ний. А если ребенок постоянно находится под гнетом критики, обвине­ний, непринятия, то он воспринимает мир враждебно и любая новая сре­да будет вызывать в нем настороженность и тревожность.

Для формирования чувства доверия, как можно чаще выражайте свою любовь к ребенку через прикосновения, улыбку, игру, что позволит ему ощущать себя в эмоциональной безопасности.

  1.   Приучайте ребенка к временной разлуке.

Одним из самых травмирующих моментов для некоторых детей при поступлении в детский сад является необходимость расставаться с мамой или другим близким человеком. Поэтому важно, чтобы у ре­бенка к моменту поступления в детский сад был опыт временной раз­луки. Если есть возможность, иногда оставляйте ребенка с родствен­никами или другими близкими людьми.

7. Постарайтесь приблизить домашний режим дня ребенка к режиму
дня детского сада.

Дома, как правило, режим у ребенка формируется сам. И часто это хорошо, потому как у каждого свои ритмы, особенности и потребности. Но ввиду того, что в дошкольном учреждении нужно организовать совме­стную жизнедеятельность всех детей, каждый ребенок должен адаптиро­ваться к некоторым общим моментам. Поэтому по возможности нужно пробовать приблизить «домашний» режим дня к будущему режиму до­школьного учреждения. Особенно это касается времени сна и питания.

Пробуя решать эту задачу, следует помнить: возможные затрудне­ния в режиме чаще всего связаны с индивидуальными особенностями ре­бенка, поэтому ни в коем случае нельзя «ломать» ребенка, а быть макси­мально внимательным и терпеливым. Любой здравомыслящий родитель понимает, что режим существует для ребенка, а не ребенок — для режима.

  1.  Укрепляйте физическое здоровье малыша.

Укрепление физического здоровья ребенка важно само по себе. Но мы считаем нужным еще раз указать на этот аспект. Чем сильнее и выносли­вее организм ребенка, тем легче ему будет справляться с новыми условия­ми жизни. Поэтому пусть как можно больше ваш малыш двигается, ды­шит свежим воздухом, испытывает положительные эмоции, закаливается.

Рекомендации по содействию адаптации ребенка

(в начальный пе­риод посещения детского сада).

  1.    Проявляйте искренний интерес к первым шагам малыша в дет­ском саду.

Поступление в детский сад — значимое событие и для вашего ребен­ка, и .зля вас. В любой жизненной ситуации первые шаги очень важны. Поэтому будьте исследователем, собеседником, другом в одном лице для своего ребенка. Искренне интересуйтесь, что запомнилось ребенку, с кем он общался, чем занимался. Пообщайтесь с воспитателями и педагога­ми, узнав их мнение, как привыкает ваш малыш.

2.   Выражайте позитивное отношение и оптимизм по поводу поступ­ления ребенка в детский сад.

Выражайте и делитесь своим ощущением радости с ребенком, что он вырос, и уже ходит в детский сад. Учитесь семи и учите ребенка обра­щать внимание на все хорошее, происходящее в детском саду, и «про­пускайте» негатив. Если нужно предпринять какие-то действия — пред­примите. Но «не раздувайте» негативную информацию, «не впускайте» ее в себя, потому что она будет «впитана» и вашим малышом. А вслед­ствие этого могут возникнуть новые проблемы.

  1.    Старайтесь постепенно «вводить» ребенка в новую жизненную
    ситуацию.

Если у вас есть возможность, оставайтесь на некоторое время в груп­пе вместе с малышом. Также по возможности первое время забирайте ребенка домой пораньше.

  1.    Будьте внимательным к эмоциям своего ребенка.

Если видите, что адаптация занимает у ребенка много энергии, может быть, есть смысл дома ограничить ребенка как от негативных, так и от сильных приятных переживаний (праздники; цирк; шумные места).

  1.    Будьте терпеливы.

Терпение — важнейшее качество для тех, кто, так или иначе, связан с воспитанием детей. В сложных ситуациях оно особенно важно. При этом не надо путать терпение и безразличие. Терпение предполагает понимание того, что происходит с ребенком, и в случае необходимос­ти, проявление сдержанности и спокойствия. Если же родители не сдер­живаются, то тем самым они создают дополнительную нагрузку своему ребенку. Быть терпеливым может помочь осознание того, что в это вре­мя психика и организм вашего ребенка решают важную задачу.

6.   Будьте мудрыми!

                                                  

 

 

         

 

Телефон: (01511)74484      e-mail: sad-ejsmonty@berestovica.edu.by , регистрационный номер 122572 от 22.12.2015