РусскийБеларускiEnglish

 

ГОСУДАРСТВЕННОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ

«БОЛЬШЕЭЙСМОНТОВСКИЙ ЯСЛИ-САД»

 

Главная | Одно окно | Об учреждении | Родителям | МЧС | Год малой родины | Обращения | Гуманитарные проекты | Наши дети | New

 

Меню раздела

 

 

статистика посещений

Яндекс.Метрика

 

 

Кто такой учитель-дефектолог в детском саду?

         Дефектология – это наука, совмещающая в себе медицину, психологию и педагогику, о чем говорит перечень дефектологических специальностей, которых существует несколько. Учитель-сурдопедагог, который обучает детей, имеющих проблемы со слухом - от слабослышащих до полностью глухих. Учитель-олигофренопедагог, который занимается с детьми с проблемами умственного развития. Учитель-тифлопедагог, который работает с детьми, у которых проблемы со зрением. Дошкольный педагог-дефектолог - это специалист широкого профиля, который работает со всеми видами нарушений речи.

     Какие же функции выполняет дефектолог в детском саду. Во-первых, дефектолог в детском саду проводит полное и подробное обследование каждого ребенка на предмет особенностей его речевого, познавательного и социального развития, в процессе которого он определяет способности ребенка к обучению и к игре, что помогает ему организовать работу с этим ребёнком так, чтобы максимально компенсировать и подкорректировать выявленные недостатки развития.

     При обследовании дефектолог в детском саду, прежде всего, тщательно изучает медицинскую карту, что помогает ему понять характер недостаточности развития ребёнка и его причины. Если ребёнок переведён из другого детского сада, обязательно нужно ознакомиться с педагогической характеристикой. При проведении обследования основная роль отводится дефектологу, затем к обследованию подключаются психолог, руководитель физической культуры, музыкальный руководитель.

     Во-вторых, дефектолог повышает познавательную активность детей и при этом развивает основные психические процессы, такие как мышление, воображение, внимание, любознательность, память, восприятие.

     В-третьих, деятельность дефектолога направлена на развитие коммуникативной деятельности детей и развития игровой способности, которая является главным видом деятельности для детей этого возраста.

     Согласно статистике у каждого второго ребенка наблюдаются нарушения речи, многим детям сложно справиться с произношением новых звуков. Поэтому самой востребованной дефектологической специальностью является дефектолог-логопед. О развитии речи своего ребенка, особенно дошкольного возраста, родителям нужно позаботиться заранее. Опытный дефектолог в детском саду поможет решить многие проблемы, связанные с произношением звуков и исправлением речи ребенка.

 Занятия дефектолога-логопеда направлены на:

- формирование речи у детей, которые в 2-3 года не разговаривают;

- исправление дефектов речи;

- лечение заикания;

- развитие не только правильной, но и красивой речи;

- профилактику и коррекцию нарушений письменной речи;

- развитие у детей с речевой патологией, оптико-пространственных представлений и функций моторики;

- профилактику и коррекцию: звукопроизношения, общего и фонетико-фонематического недоразвития речи, нарушений письма и чтения.

     Конечно, не все дети нуждаются в услугах дефектолога. Однако детям с нарушением интеллекта или с задержкой психического, психомоторного и сенсорного развития, дефектолог в детском саду просто необходим. А родителям нужно помнить, что большую часть времени ребенок проводит не в детском саду, а в семье. Поэтому одни занятия дефектолога с ребенком не дадут такого результата, который можно получить при длительной и целенаправленной работе специалиста совместно с родителями. Так что, дорогие родители, знайте, что дефектолог может сделать очень много для Вашего ребенка, но он не сможет заменить ему Вас в повседневной жизни. Благодарностью за Ваше терпение, заботу и любовь будет счастливая улыбка Вашего ребенка!

     Надеемся, что советы и рекомендации нашего учителя-дефектолога, уважаемые родители, помогут Вам, а главное Вашим детям, исправить все недостатки произношения и научиться владеть своей речью.

Памятка родителям для организации занятий с детьми с общим недоразвитием речи.

Для закрепления результатов логопедической работы ваши дети нуждаются в постоянных домашних занятиях.

  • Время занятий (15—20 мин) должно быть закреплено в режиме дня. Постоянное время занятий дисциплинирует ребенка, помогает усвоению учебного материала.
  • Необходимо определить, кто именно из взрослого окружения ребенка будет с ним заниматься по заданиям логопеда; необходимо выработать единые требования, которые будут предъявляться к ребенку.
  • При получении задания внимательно ознакомьтесь с его содержанием, убедитесь в том, что оно вами понято. В случаях затруднений проконсультируйтесь с воспитателем или логопедом.
  • Занятия могут проводиться во время прогулок, поездок. Но некоторые виды занятий требуют обязательной спокойной деловой обстановки, а также отсутствия отвлекающих факторов.
  • Занятия должны быть непродолжительными, не вызывать утомления, пресыщения. Желательно сообщать ребенку о том, какие задания он будет выполнять завтра.
  • Необходимо разнообразить формы и методы проведения занятий, чередовать задания по обогащению словаря с заданиями по развитию памяти, внимания, звукопроизношения, развитию речи.
  • Необходимо поддерживать у ребенка желание заниматься, стимулировать его к дальнейшей работе, поощрять успехи, учить преодолевать трудности.
  • Подберите наглядный или игровой материал, который вам потребуется для занятий. Продумайте, какой материал вы можете изготовить совместно с ребенком.
  • НЕ БЕРИТЕ на себя то, что  ребенок может и должен сделать самостоятельно.
  • ДАЙТЕ ему возможность самому выбирать домашние обязанности, за которые он будет отвечать лично.
  • СТАРАЙТЕСЬ как можно чаще намеренно ставить малыша в ситуацию выбора, когда ему необходимо самому принять решение.
  • ОБСУЖДАТЬ с ребенком различные варианты поведения той или иной ситуации, учите его анализировать обстоятельства, в которые он попадает.
  • ПООЩРЯЙТЕ инициативу и самостоятельность ребенка, с юмором относитесь к его неудачам, спокойно реагируйте на ошибки и учитесь извлекать из них полезные уроки.
  • ПОВЫШАЙТЕ интеллектуальный потенциал ребенка, учите его самостоятельно думать, спрашивать, понимать различия между мыслями и действиями. Он должен усвоить, что на сложные вопросы нет простых ответов.
  • СОВЕТУЙТЕ всегда доводить начатое дело до конца, чтобы почувствовать уверенность в своих силах.

Учитель-дефектолог первой категории Титок Любовь Николаевна

 

СОВЕТЫ ДЕФЕКТОЛОГА:

Говорить научат пальчики!

Многие родители знают - для того, чтобы ускорить развитие речи ребенка, необходимо развивать движения пальцев рук.

Как же связано развитие тонкой моторики руки с развитием речи малыша? 
В коре головного мозга речевая область расположена совсем рядом с двигательной. Она является, собственно, ее частью. Учеными доказано, что тренировка тонкой (мелкой) моторики пальцев рук оказывает большое влияние на развитие активной речи ребенка. При работе кисти и пальцев в коре возбуждается соответствующий центр. По закону иррадиации возбуждение переходит на соседний центр - речедвигательный (центр Брокка), то есть активизируется речь ребенка. Функция руки и речь развиваются параллельно. Естественно, это должно использоваться в работе с детьми - и с теми, у которых развитие речи происходит своевременно, и особенно с теми, у которых имеются различные нарушения развития речи. Совершенствование мелкой моторики - это совершенствование речи.

         Часто родители задают вопрос: когда начинать развивать руку ребенка? Такую работу следует начинать с рождения малыша. Сжатые кулачки ребенка надо нежно и осторожно массировать по наружному краю кисти - от мизинца к запястью.

Массаж кистей рук.

Можно проводить с использованием всевозможных ворсовых щеток: мягкой щеткой - по наружной поверхности кулачка от кончиков пальцев к запястью, жесткой (зубной) щеткой - по подушечкам пальцев.

        С малышом 1-2 месяцев такие упражнения проводятся каждый день по 3 раза в течение 10-20 секунд и состоят из 4-6 движений (и так до 5-7 месяцев).
         С 1-2 до 3-5 месяцев полезно вкладывать в разжатые кулачки ребенка круглые предметы так, чтобы один пальчик находился с противоположной стороны от остальных пальцев. Надо помочь малышу удержать этот предмет, а затем потянуть к себе и покрутить из стороны в сторону.
        С 3 месяцев надо развивать умение брать игрушку из рук взрослого, а также доставать рукой ногу, для привлечения внимания ребенка к собственной ноге можно подвесить яркий помпончик.
         С 5 месяцев надо побуждать малыша брать игрушку сверху, снизу, сбоку. Игрушки должны быть различной формы, с различной поверхностью (губка, прищепки для белья, колечки, ткани, морковки).
         С 7 месяцев к массажу всей кисти добавляется массаж каждого пальчика в отдельности (разминание) от кончиков к основанию.
Уже с десятимесячного возраста проводят активные упражнения для пальцев рук. Нужно вовлекать в движение все пальчики. Для этого упражнения можно использовать деревянные шарики разного диаметра, шарики из пластилина, бусы. Можно заниматься конструированием из кубиков, собирать различные пирамидки, перекладывать из одной кучки в другую карандаши, пуговки, спички. 
        В полуторагодовалом возрасте малышам даются уже более сложные задания: застегивание пуговиц, завязывание и развязывание узлов, шнуровка. Очень важно, чтобы такие игры привлекали ребенка. Интересные игры-шнуровки сейчас можно купить в магазине: пуговки, домики, ежики, деревья, а также игры с различными видами застежек и завязок. Очень хорошую тренировку для пальцев дают народные игры-потешки, в которых движения пальчиков сопровождаются речью. Можно использовать упражнения и без речевого сопровождения. Малышу объясняют выполнение того или иного задания, родители на себе все демонстрируют. 
         "Пальчики здороваются" - кончик большого пальца правой руки поочередно касается кончиков указательного, среднего, безымянного и мизинца.
         "Человечек" - указательный и средний пальцы правой руки "бегают" по столу.
         "Слоненок" - средний палец выставлен вперед (хобот), а указательный и безымянный - ноги. Слоненок "идет" по столу.
        Выполняя пальчиками различные упражнения, ребенок достигает хорошего развития мелкой моторики рук, которая не только оказывает благоприятное воздействие на развитие речи, но и подготавливает ребенка к рисованию и письму. Кисти рук приобретают хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений, это в дальнейшем облегчает приобретение навыков письма. 
 

Советы  учителя - дефектолога  родителям.

Речью ребенок овладевает постепенно, путем подражания взрослым, сразу правильно произносить большинство звуков он не умеет.
Это так называемый физиологический период возрастного косноязычия. Чем раньше родители обращают внимание на звукопроизношение у ребенка, тем быстрее оно формируется и нормализуется. Ошибочно надеяться на самопроизвольное исчезновение недостатков произношения, они могут прочно закрепиться и превратиться в стойкое нарушение. Любые недостатки речи ограничивают общение ребенка со сверстниками и взрослыми и отрицательно влияют на формирование его эмоциональной сферы.

Предлагаем ряд упражнений на развитие фонематического слуха
и речевой моторики.

1. Развитие фонематического слуха. Повторяйте слова парами:

жар — шар
Саша — сажа
накал — шакал
бык — шик
дар — шар
мыло — шило

сутки — шутки
миска — мишка
крыса — крышка
топот — шепот
стык – штык  

споры — шпоры

2. Развитие речевой моторики:

а) высовывайте язык наружу «лопатой» (бя-бя, мя-мя);

б) высовывайте язык «жалом»;

в) присасывайте спинку языка к нёбу сначала при закрытых челюстях,

а затем при раскрытых («лошадка»);

г) присасывайте язык без отрыва от нёба с раскрыванием и закрыванием

рта (кончик языка касается верхней десны —«гармошка»);

д) кончик языка подводите под верхнюю губу и со щелканьем отрывайте,

втягивайте вниз – назад.

Звуки [ш] и [ж] — упражнения:

а) для губ: округлить губы и вытянуть вперед, как при звуке [о].
Углы губ при этом не должны соприкасаться. Губы не закрывают зубов.
Расслабить губы и повторить 5—6 раз;

б) для развития выдоха: округлить губы, с силой вытолкнуть воздух.
Контролировать выполнение ладонью (теплая струя воздуха);

в) для языка: поднять язык к передней части нёба с помощью
плоской палочки, подложенной под язык. Кончик языка поднять к нёбу.
Зубы разомкнуть, губы округлить. Удерживать язык в верхнем положении
некоторое время, повторить 8—10 раз.

Требования к развитию речи ребенка:

1. Правильно произносить все звуки речи и различать их на слух.

2. Использовать различные части речи точно по смыслу.

3. Использовать в речи точно синонимы, антонимы, существительные
с обобщающим значением.

4. Отвечать на вопросы и задавать их.

5. Самостоятельно передавать содержание литературных текстов.

6. Составлять рассказы о предметах (по плану, предложенному взрослым,
по картинке, по серии сюжетных картинок).

7. Расширять кругозор, развернутые представления ребенка о мире.

 

Как  говорит  ваш  ребёнок.

Каждый  родитель  задаётся  вопросом:  «А  правильно  ли  говорит  мой  ребёнок?».  Чтобы  составить  полное  представление  о  речи  ребёнка  в  целом,  необходимо  обратить  внимание  на  следующие  параметры:

  • понимание  речи;
  • оценка  речи  по  звучанию  (звукопроизношение);
  • фонематический  слух;
  • связная  речь;
  • лексико-грамматический  строй  речи;
  • состояние  голоса;
  • темп  речи.

Понимание  речи  включает  в  себя  понимание  инструкции,  которую  необходимо  выполнить  в  определённой  последовательности.  С  возрастом  в  задания  включаются  ответы  на  вопросы,  объяснение  наиболее  часто  употребляемых  пословиц.

Связная  речь  подразумевает  составление  рассказа  по  серии  картинок,  либо  по  сюжетной  картинке.  Здесь  же  ребёнок  должен  безошибочно  повторить  предложение,  состоящее  из  определённого  количества  слов.

Оценка  речи  по  звучанию  предполагает  определить  внятность  речи  ребёнка.

Фонематический  слух.  Оценивается  способность  к  отхлопыванию  ритмов,  правильность  произнесения  ряда  звуков  и  их  последовательности,  способность  производить  звуко-буквенный  анализ  слов  и  умение  по  звукам  составить  слово.

Лексико-грамматический  строй  речи.  Оценивается  способность  изменять  слова  по  родам,  числам,  падежам,  а  также  слоговая  структура  слова  (слово  должно  быть  произнесено  без  пропусков  букв,  слогов).

Состояние  голоса.  Обращается  внимание  на  звучность  и  способность  менять  интонацию  голоса.  Младшим  школьникам  предлагается  изменить  повествовательное  предложение  на  вопросительное  и  восклицательное  предложение. 

Темп  речи.  Говорит  ли  ребёнок  либо  слишком  медленно,  либо  слишком  быстро.

 

 

         

 

Телефон: (01511)74484      e-mail: sad-ejsmonty@berestovica.edu.by , регистрационный номер 122572 от 22.12.2015